Администрация Петровского муниципального округа
Ставропольского края

О необходимости информирования о правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования

О необходимости информирования о правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования.

Уважаемые жители
 Петровского муниципального округа!

Администрация Петровского муниципального округа Ставропольского края сообщает Вам о необходимости информирования администрации Петровского муниципального округа, министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора, Северо-Кавказского межрегионального управления Россельхознадзора о правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования.

Ответственность за нарушения
 природоохранного законодательства

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов является одной из наиболее актуальных проблем современности, решение которой достигается, в том числе, путем неукоснительного соблюдения требований законодательства в природоохранной сфере. На основании ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

При выявлении нарушений в результате проверки инспекторы в области охраны окружающей среды обязаны принять меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности. Наиболее распространенный вид ответственности за нарушение природоохранного законодательства – административная. 

         Административная ответственность

За экологические правонарушения установлена статьями, включенными в главу 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В их числе:

- несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (статья 8.1);

- несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (статья 8.2);

- несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (статья 8.2.1);

- несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (статья 8.2.2);

- несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства (статья 8.2.3);

- нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (статья 8.3);

- нарушение законодательства об экологической экспертизе (статья 8.4);

- сокрытие или искажение экологической информации (статья 8.5);

- нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год (статья 8.5.1);

         - сокрытие сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов или включение недостоверных сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов в акт лесопатологического обследования (статья 8.5.2); 

- порча земель (статья 8.6);

- невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (статья 8.7);

- использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (статья 8.8);

- нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (статья 8.9);

- нарушение требований по рациональному использованию недр (статья 8.10);

  - нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (статья 8.11);

- нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (статья 8.12);

- несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе (статья 8.12.1);

- нарушение правил охраны водных объектов (статья 8.13);

- нарушение правил водопользования (статья 8.14);

  - нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (статья 8.15);

  - нарушение правил охраны атмосферного воздуха (статья 8.21);

- выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (статья 8.22);

- эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (статья 8.23);

- нарушение правил использования лесов (статья 8.25);

- самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (статья 8.26);

- нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (статья 8.27);

- незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (статья 8.28);

- нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней (статья 8.28.1);

  - уничтожение мест обитания животных (статья 8.29);

- уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (статья 8.30);

- нарушение порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры (статья 8.30.1);

- нарушение правил санитарной безопасности в лесах (статья 8.31);

- нарушение правил пожарной безопасности в лесах (статья 8.32);

- ненаправление, несвоевременное направление, направление недостоверной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений (статья 8.32.1);

- включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений (статья 8.32.2);

- невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации (статья 8.32.3);

  - нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов (статья 8.33);

         - уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (статья 8.35);

- нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов (статья 8.36);

         - нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира (статья 8.37);

         - нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (статья 8.38);

         - нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (статья 8.39);

- нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы (статья 8.40);

  - невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (статья 8.41);

- нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (статья 8.42);

- нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления (статья 8.44);

- невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод (статья 8.45);

- невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений (статья 8.46);

- осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного оэкологического разрешения (статья 8.47);

  - несоблюдение требований к сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (статья 8.48);

- нарушение порядка ведения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования (статья 8.49).

Конкретные требования, за нарушение которых наступает административная ответственность, установлены отраслевыми законами и подзаконными актами. 

К правонарушителям в области административного производства применяются следующие виды административных наказаний: штраф, предупреждение, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права; административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда и устранения последствий административного правонарушения.

Деяния, представляющие собой повышенную общественную опасность, входят в составы экологических преступлений, за которые установлена уголовная ответственность уголовным законодательством Российской Федерации.

         Уголовная ответственность

         Уголовная ответственность может наступить не только за оконченное преступление, но и за попытку его совершения, за приготовление и покушение на преступление.

         Экологические преступления указаны в специальной главе Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) «Экологические преступления», в которой содержится 18 статей, в числе которых:

         Статья 246 УК РФ - нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ.

         Статья 247 УК РФ - нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов.

         Статья 248 УК РФ - нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами.

         Статья 249 УК РФ - нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений.

         Статья 250 УК РФ - загрязнение вод.

         Статья 251 УК РФ - загрязнение атмосферы.

         Статья 254 УК РФ - порча земли.

         Статья 255 УК РФ - нарушение правил охраны и использования недр.

         Статья 256 УК РФ - незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов.

         Статья 257 УК РФ - нарушение правил охраны рыбных запасов.

         Статья 258 УК РФ - незаконная охота.

         Статья 258.1 УК РФ - незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.

         Статья 259 УК РФ - уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ.

         Статья 260 УК РФ - незаконная рубка лесных насаждений.

         Статья 261 УК РФ - уничтожение или повреждение лесных насаждений.

         Статья 262 УК РФ - нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

         Статья 358 УК РФ Экоцид - массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

         Гражданско-правовая (имущественная) ответственность 

         Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного причинения вреда.

         Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не предполагает ограничения размера ответственности по обязательствам, возникающим из договоров в сфере природопользования.

         Вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

         В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.

         Исключение составляют случаи, когда вред причинен юридическими лицами и гражданами, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (статья 1079 ГК РФ). В этих случаях ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

         С учетом положений пункта 3 статьи 1064 ГК РФ Федеральный закон «Об охране окружающей среды» допускает ответственность за вред, причиненный правомерными действиями. Так, например, внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещению вреда окружающей среде (статья 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»); осуществление заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, предполагает обязанность этих лиц возместить вред окружающей среде, в том числе когда на проект такой деятельности имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы (статья 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

         Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда.

         При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.

         В случае отсутствия такс и методик определение размера вреда окружающей среде осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.

         По смыслу пункта 2 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

         Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, причиняющей вред или угрожающей новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 ГК РФ).

         Основанием для ограничения, приостановления либо прекращения деятельности эксплуатирующей организации может являться эксплуатация объекта без разрешений и лицензий, либо с нарушением условий выданных эксплуатирующей организацией разрешений, лицензий, в том числе с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов, отнесенных к I - IV классу опасности, несоблюдение требований промышленной безопасности и другие нарушения.

         Опасность причинения вреда окружающей среде в будущем может являться основанием к запрещению деятельности, создающей такую опасность (пункт 1 статьи 1065 ГК РФ).

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie