Обращения граждан, чьи права были нарушены автосервисными организациями при техническом обслуживании и выполнении работ, не редкость.
В этой связи, Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю доводит до сведения потребителей информацию по вопросам организации деятельности хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги автосервисов.
Отношения, возникающие между потребителем и исполнителем при оказании услуг (выполнение работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, регулируются: Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), Правилами оказания услуг (выполнение работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2001 г. № 290 (далее – Правила).
При сдаче автомобиля в ремонт между сервисным центром и собственником автомобиля заключается договор (наиболее распространенными формами такого договора являются заказ-наряд, заявка на ремонт или предварительный заказ-наряд). Договор заключается исключительно между собственником автомобиля и сервисным центром. О необходимости заключения договора указано в п.п. 13-15 Правил.
Вместе с заказ-нарядом оформляется приемосдаточный акт. Правильное оформление приемосдаточного акта позволяет избежать спора о состоянии автомобиля после ремонта. В акте необходимо указать комплектность автомототранспортного средства и видимые наружные повреждения и дефекты. В случае, если потребитель предоставляет запасные части и материалы указать их точное наименование, описание и цену. Приемосдаточный акт подписывается ответственным лицом исполнителя и потребителем и заверяется печатью исполнителя.
В случае, если работы выполняются в присутствии потребителя, законодательство позволяет совершить такую сделку устно (п. 2 ст. 159 ГК РФ, п. 17 Правил. В таких случаях, договор может оформляться путем выдачи квитанции, талона, кассового чека и т.п.
В соответствии со ст. 27 Закона исполнитель обязан оказать услуги по ремонту автотранспортных средств в срок, установленный договором.
Срок оказания услуг является существенным условием договора о выполнении работ (оказании услуг). В соответствии со ст. 708 Гражданского кодекса РФ в договоре подряда (письменный договор, квитанция, заказ-наряд и другое) должны быть указаны начальный и конечный сроки выполнения работы.
Если работы по ремонту автомобиля были выполнены некачественно, то потребитель в соответствии со ст. 29 Закона вправе требовать:
— безвозмездно устранить недостатки; выполнить работы повторно;
— уменьшить стоимость работ; возместить расходы, произведенные на устранение недостатков работ в другом автосервисе или своими силами;
— в случае обнаружения существенных недостатков – полностью возместить все уплаченные суммы и возместить все понесенные убытки.
Недостатки работы, за которые отвечает исполнитель, должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем, который указывается в договоре или в заявлении, направленном потребителем исполнителю.
В случае неудовлетворения исполнителем законных требований потребителя, потребитель вправе требовать от исполнителя выплаты неустойки, размер которой определяется Законом в соответствии с предъявляемым требованием.
Полномочиями рассмотрения имущественных споров наделены исключительно судебные органы. В случае спора о причинах возникновения недостатков выполненных работ в судебном процессе для разрешения конфликтной ситуации может быть назначена независимая экспертиза выполненных работ.
Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю вступает в судебное дело для дачи заключения в целях защиты прав потребителей (в т.ч. по заявлению потребителя, по Определению суда) в соответствии со ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст.40 Закона.
По любым вопросам, касающимся защиты прав потребителей, Вы можете обращаться по телефону горячей линии Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю 8-800-700-88-26, в рабочие дни с 10:00 до 17:00 (перерыв с 13:00 до 13:45), или по телефону горячей линии Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8-800-555-49-43 (круглосуточно, звонок бесплатный).
Адрес для направления письменных обращений граждан: пер. Фадеева, д.4, г. Ставрополь, 355008. Подать обращение также можно в электронном виде на официальном сайте или лично в МФЦ Ставропольского края в письменной форме.
При использовании информации ссылка на сайт Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю обязательна.