При выявлении факта непередачи пользователем ККТ фискальных данных в адрес оператора фискальных данных в связи с тем, что IP-адрес ККТ пользователя ККТ был заблокирован оператором фискальных данных в целях защиты от DDoS-атаки, следует учитывать, что фискальный накопитель должен исключать возможность формирования фискального признака для фискальных документов по окончании срока действия ключа фискального признака и в случае, если через 30 календарных дней с момента формирования фискального признака для фискального документа не будет получено подтверждение оператора для этого фискального документа.
Таким образом, в случае возникновения независящих от пользователя ККТ обстоятельств, не позволяющих исполнить в момент расчета обязанность по передаче фискальных данных оператору фискальных данных, такая обязанность должна быть исполнена пользователем ККТ незамедлительно после разблокировки его IP-адреса ККТ, но не позднее, чем по истечении 30 календарных дней.
Стоит также отметить, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Вышеописанные обстоятельства могут служить доказательством отсутствия вины пользователя ККТ в непередаче в момент расчета фискальных данных в период указанной блокировки сайта оператором фискальных данных.
Важно отметить, что блокировка оператором фискальных данных IP-адреса ККТ, используемой добросовестным пользователем ККТ, должна осуществляться исключительно в случаях возникновения реальной угрозы для технических средств операторов фискальных данных, а разблокировка – незамедлительно после ликвидации угрозы техническим средствам оператора фискальных данных.
ФНС России особо подчеркивает, что злоупотребление оператором фискальных данных действиями по блокировке IP-адресов ККТ недопустимо и может квалифицироваться как нарушение оператором фискальных данных обязанности по обработке и передаче фискальных данных, ответственность за которое предусмотрено частью 7 статьи 14.5 КоАП РФ и которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Соответствующие разъяснения направлены по системе налоговых органов письмом ФНС России от 05.05.2022 № АБ-4-20/5532@.
Межрайонная ИФНС России №3 по Ставропольскому краю